Палата налоговых консультантов Украины
Про профессию
Кто такой налоговый
консультант, требования,
стоимость услуг и др.
Вебинары/семинары
Семинар «Как начать
предпринимательскую дея-
тельность?» 29 Апреля 2015 г.
Новости
Самые важные новости работы
Палаты налоговых консультантов
Вопросы
Актуальные вопросы

Кто такие налоговые советники (консультанты)?

Это одна из наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий во многих странах мира.

Налоговый советник (консультант) - это специалист в области финансового учета, налогового законодательства и связанных с ним отраслях. Основная цель его деятельности - это минимизация рисков юридических и физических лиц в сфере налогообложения...

Семинар «Как начать предпринимательскую деятельность?»

Вы идейная и целеустремленная личность?

Мечтаете начать свой собственный бизнес, но не знаете что для этого нужно? – тогда приглашаем посетить семинар «Как начать предпринимательскую деятельность?»

 

Роль Государственной регуляторной службы (ГРС)

Кто такие налоговые советники (консультанты)?

Это одна из наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий во многих странах мира.

Налоговый советник (консультант) - это специалист в области финансового учета, налогового законодательства и связанных с ним отраслях...

По следам бенефициара


Концепция бенефициарного собственника появилась в отечественном законодательстве, как известно, благодаря...

Интервью с Предсетаделем Палаты налоговых консультантов Кыргызстана


Истина в последней инстанции – именно так называют Институт...

12 шагов прекращения деятельности Благотворительного фонда


Закономерно, что на этапе прекращения деятельности общественной организации или благотворительного фонда могут возникать ряд...

12 шагов прекращения деятельности Благотворительного фонда

Закономерно, что на этапе прекращения деятельности общественной организации или благотворительного фонда могут возникать ряд вопросов, к которым учредители фонда не были готовы. Чтобы предупредить возможные неудобства, предлагаем алгоритм действий по ликвидации от Екатерины Кошиль, юриста юридической фирмы «Такс Терра», специалиста по корпоративным вопросам.

Известно, что правовое обеспечение благотворительной деятельности на сегодня закреплено Законом Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Также не является новым то, что благотворительные организации, в том числе и благотворительные фонды, приобретают права и обязанности юридического лица с момента их государственной регистрации (государственную регистрацию проводят государственные регистраторы по местонахождению организации). В соответствии с требованиями статьи 18 Закона Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ликвидация благотворительной организации осуществляется в установленном законодательством порядке — в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей».

Перед тем, как начинать процедуру, ликвидационная комиссия должна понимать, что с принятием решения о прекращении, их ждет длительный и непростой процесс. Кратко изложим алгоритм действий

Шаг 1. Принятие решения учредителей о ликвидации. Как правило, принимается высшим органом управления организации (собрание учредителей, собрание участников — в соответствии с данными, указанными в Уставе) и закрепляется Протоколом. В данном Протоколе должны быть указаны следующие пункты:

  1. решение о прекращении деятельности;
  2. назначение ликвидационной комиссии.

Важно указать фамилии, имена и отчества членов ликвидационной комиссии, их паспортные данные, адреса проживания и идентификационные номера. Законодательство позволяет иметь и одного ликвидатора (он является и председателем ликвидационной комиссии) при определенных условиях, но, как правило, ликвидационная комиссия имеет в своем составе 3 человека. В случае отсутствия этих данных государственный регистратор вправе отказать в принятии данного решения о ликвидации.

Шаг 2. После принятия решения о ликвидации (прекращении) председатель ликвидационной комиссии (или уполномоченное им лицо) подает для внесения в Единый государственный реестр записи о решении, о прекращении юридического лица оригинал или заверенную копию такого решения (протокола), а также квитанцию об уплате государственной пошлины за публикацию сообщения о прекращении предпринимательской деятельности юридического лица. Документы подаются государственному регистратору не позднее трех рабочих дней с момента вынесения решения, по месту регистрации благотворительного фонда. Размер государственной пошлины за публикацию сообщения составляет 51 грн. Реквизиты для оплаты можно найти на сайте или на информационном стенде РГА.

Шаг 3. После этого государственный регистратор самостоятельно вносит сведения в Единый государственный реестр записи о решении про прекращение юридического лица (благотворительного фонда) в день принятия перечисленных выше документов.

Шаг 4. Государственный регистратор, после принятия документов и внесения в Единый государственный реестр записи о решении про прекращения юридического лица, обязан опубликовать сообщение о таком решении в специализированном печатном средстве массовой информации («Бюллетень государственной регистрации») в течение десяти рабочих дней.

Шаг 5. С момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей записи о решении учредителей (участников) юридического лица, суда или уполномоченный ими орган о ликвидации юридического лица, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана принять все необходимые меры по взысканию дебиторской задолженности ликвидируемого юридического лица; и письменно уведомить каждого из должников о прекращении юридического лица в установленные Гражданским кодексом сроки (как правило, не менее 2 месяцев и не более 6 месяцев). Также на этом этапе ликвидационная комиссия (ликвидатор) закрывает счета, открытые в финансовых учреждениях, исключая счета, который используется для расчетов с кредиторами при ликвидации юридического лица. Данный порядок предусмотрен п.п. 20.4 разд. 20 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальных и иностранных валютах, утвержденной постановлением правления Национального Банка Украины от 12.11.2003 г. № 492.

Шаг 6. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры относительно закрытия обособленных подразделений юридического лица (филиалов, представительств) и, в соответствии с законодательством о труде, осуществляет увольнения работников юридического лица, которое прекращается.

Шаг 7. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны подать к Миндоходов (на этапе реформирования еще и в Пенсионный фонд Украины, фондов социального страхования) отчетность за последний отчетный период вместе со всей первичной документацией. Для проведения проверок и определения наличия или отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых средств Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования.

До момента утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет и представляет органам государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины и фондов социального страхования отчетность за последний отчетный период.

Объяснение: Обращаем внимание на то, что хотя в Законе № 755-IV прописано извещение указанных органов о ликвидации, но Ликвидационной комиссии следует самостоятельно обратиться к данным органов относительно осуществления неплановых проверок в связи с ликвидацией, поскольку это ускорит процесс процедуры ликвидации. Больше всего времени занимает проверка налоговыми органами, которые не всегда осуществляют ее в определенный срок. Поэтому следует заблаговременно готовиться и договариваться с налоговыми органами о проведении проверки, поскольку без их справок об отсутствии задолженности перед бюджетами регистратор не вправе брать у налогоплательщика документы и ставить отметку о прекращении юридического лица.

Шаг 8. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который включает сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс, в соответствии с законодательством, утверждается участниками юридического лица (в нашем случае именно ими) или судом или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. Последние два варианта применяются при условии, что решение о ликвидации благотворительной организации не было добровольным.

Шаг 9. После завершения расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, обеспечивает его утверждение участниками юридического лица, судом или органом, принявшим решение о прекращении юридического лица, и обеспечивает представление органам государственной налоговой службы.

Объяснение: Срок предъявления кредиторами своих требований к юридическому лицу не может составлять менее двух и более шести месяцев со дня опубликования сообщения о решении, о прекращении юридического лица.

Шаг 10. Активы, которые остаются при ликвидации юридического лица (благотворительной организации) после удовлетворения их требований кредиторов, должны быть переданы одному или нескольким благотворительным организациям в порядке, установленном учредительными документами, либо по решению суда.

Шаг 11. Документы, подлежащие обязательному хранению, передаются в установленном законодательством порядке соответствующим архивным учреждениям. На практике данная процедура требует определенных затрат — в зависимости от количества документов по благотворительной организации (особенно тех, которые связаны с начислением заработной платы всем работникам за период существования организации).

Объяснение: Это является важным моментом, поскольку в соответствии с Перечнем типовых документов, образующихся в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других учреждений, предприятий и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденным приказом Министерства юстиции Украины 12.04.2012. № 578/5, дольше всего хранится документация по кадрам. В частности, максимальный срок хранения кадровой документации составляет 75 лет.

Шаг 12. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает представление государственному регистратору документов, предусмотренных законом для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в установленный законом срок.

Такими документами являются:

  • заполненная регистрационная карточка на проведение государственной регистрации прекращения юридического лица в связи с ликвидацией; (Форма № 7). Важно: если документы для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации подаются председателем ликвидационной комиссией или уполномоченным им лицом лично, государственному регистратору дополнительно предъявляется паспорт гражданина Украины.
  • справка соответствующего органа Государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов;
  • справка соответствующего органа Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых средств Пенсионного фонда Украины и фондов социального страхования. Важно: согласно изменениям в законодательстве проверку правильности уплаты ЕСВ на данный момент проводит государственная налоговая инспекция, а ПФУ лишь выдает справку об отсутствии задолженности на основании справки, выданной ГНИ ГУ Миндоходов.
  • справка архивного учреждения о принятии документов, которые, согласно закону, подлежат долгосрочному хранению.

После подачи вышеуказанных документов государственный регистратор проводит прекращения юридического лица в результате его ликвидации в срок, который не должен превышать один рабочий день и выдает председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору) или уполномоченному им лицу уведомление о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица.

Из вышеуказанного понятно, что осуществление ликвидации благотворительной организации является достаточно трудоемкой работой, чем это может показаться сначала, и указана ликвидация имеет свои особенности и процессы.

Если анализировать расходную часть, то на сегодня стоимость внешних услуг по ликвидации благотворительных фондов может колебаться от 2500 грн. до 4500 грн. (без учета расходов на архивное учреждение), а сроки от 2 до 8 месяцев (в зависимости от скорости проверки).

Считаем, что не стоит бояться ни процедуры, ни времени, ни затрат, и постоянно помнить такую важную истину, как «есть время собирать камни и есть время их разбрасывать».

Екатерина Кошиль, Юрист ЮФ «Такс Терра», член Палаты налоговых консультантов

Использованы материалы ресурса Gurt.org.ua


Fatal error: Class CToolsCssCache contains 1 abstract method and must therefore be declared abstract or implement the remaining methods (DrupalCacheInterface::__construct) in /home/ppk/ppk.org.ua/www/sites/all/modules/ctools/includes/css-cache.inc on line 52