Палата налоговых консультантов Украины
Про профессию
Кто такой налоговый
консультант, требования,
стоимость услуг и др.
Вебинары/семинары
Семинар «Как начать
предпринимательскую дея-
тельность?» 29 Апреля 2015 г.
Новости
Самые важные новости работы
Палаты налоговых консультантов
Вопросы
Актуальные вопросы

Кто такие налоговые советники (консультанты)?

Это одна из наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий во многих странах мира.

Налоговый советник (консультант) - это специалист в области финансового учета, налогового законодательства и связанных с ним отраслях. Основная цель его деятельности - это минимизация рисков юридических и физических лиц в сфере налогообложения...

Семинар «Как начать предпринимательскую деятельность?»

Вы идейная и целеустремленная личность?

Мечтаете начать свой собственный бизнес, но не знаете что для этого нужно? – тогда приглашаем посетить семинар «Как начать предпринимательскую деятельность?»

Кто такие налоговые советники (консультанты)?

Это одна из наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий во многих странах мира.

Налоговый советник (консультант) - это специалист в области финансового учета, налогового законодательства и связанных с ним отраслях...

По следам бенефициара


Концепция бенефициарного собственника появилась в отечественном законодательстве, как известно, благодаря...

Интервью с Предсетаделем Палаты налоговых консультантов Кыргызстана


Истина в последней инстанции – именно так называют Институт...

12 шагов прекращения деятельности Благотворительного фонда


Закономерно, что на этапе прекращения деятельности общественной организации или благотворительного фонда могут возникать ряд...

Прозрачность добывающих отраслей: международный опыт и перспективы для Украины

Существует мнение, что прерогатива добычи нефти и газа принадлежит таким основным игрокам, как Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация, страны Аравийского полуострова, Ближнего Востока, Латинской Америки и т.д. Однако на фоне мировых новостей о ценовых манипуляциях на рынке черного золота и голубого топлива внимание почти не уделяется состоянию этой отрасли на национальном уровне в Украине. Хотя в последние годы добыча таких природных ресурсов приобретает новый смысл, учитывая изменение подходов в осуществлении государственного и общественного контроля сферы недропользования.

Впечатляющая статистика

Стоит отметить, что балансовые запасы нефти в Украине составляют 189,3.млн. тонн, в то время как ежегодно добывается только 3 млн. тонн ресурса. Интересно, что объем природного газа в недрах нашего государства достигает 962 млрд. м3, а фактическая добыча – 21 млрд. м3/год. В целом вклад нефтегазовой отрасли, в которой трудоустроено 55600 человек, в ВВП Украины составляет 1,3%.

Эта и другая информация о добыче полезных ископаемых в Украине, платежей, осуществляемых добывающими компаниями, в последнее время становится более открытой и консолидированной благодаря внедрению международных стандартов прозрачности добывающих отраслей (далее - ИПДО). Так, в декабре 2015 года был опубликован первый национальный Отчет Инициативы прозрачности добывающих отраслей Украины, основной задачей которого является раскрытие информации о деятельности пользователей нефтегазоносных недр, а также о платежах, которые они совершили в пользу государства в 2013 году. Отныне такой отчет планируется готовить и обнародовать ежегодно.

Информация об ИПДО

ИПДО является независимым и добровольно поддерживаемым на международном уровне стандартом обеспечения прозрачности, который заключается в обнародовании информации о налоговых платежах, лицензиях, контрактах, производстве и других ключевых вопросах относительно добычи природных ресурсов. В 2009 году Украина обязалась имплементировать этот стандарт, а в 2013 году уже получила статус страны-кандидата ИПДО, что на уровне международного сообщества отображает преданность государства демократическим ценностям, ориентированность на модернизацию и реформы.

Внимание государства и общественности к использованию природных ресурсов в Украине неслучайно и обусловлено интеграцией страны в современное международное экономическое пространство, инвестиционный потенциал которого требует высоких стандартов прозрачности и понятности хозяйственной деятельности.

Достичь желаемого социально-экономического эффекта от добывающей промышленности возможно только при условии соблюдения баланса между отдачей отрасли для инвестора и удовлетворением потребностей общества.

Ракурс Украины: плюсы и минусы

Понятно, что ИПДО фактически является инструментом на пути достижения открытости данных о недропользователях. Такая деятельность способствует улучшению инвестиционного климата и подконтрольности финансовых потоков, а увеличение инвестиций, предотвращение и разоблачение коррупционных схем, выявление уклонений предприятий добывающей отрасли от уплаты всех причитающихся платежей позволяет наполнить бюджеты разных уровней, в том числе с целью реализации программ местного развития.

Впрочем, хотя в распределении платежей от осуществления добычи природных ресурсов общество заинтересовано наиболее всего, на сегодняшний день, к сожалению, этот вопрос не охватывается отчетом ИПДО в Украине. Более того, в отличие от других стран мира, которые внедряют стандарты ИПДО, в Украине пока не создан механизм такого распределения, в связи с чем поступления от предприятий добывающей отрасли как в государственный, так и местные бюджеты бесследно растворяются в общих финансовых показателях.

Решение проблемы подконтрольности распределения поступлений за отработку природных ресурсов требует значительных совместных усилий государственных и общественных институтов. Опыт функционирования ИПДО в других странах и активность украинского общества в реализации этого стандарта дают надежды на позитивные сдвиги в законодательном и организационном совершенствовании добывающего направления.

Почему так важно, куда идут налоги и сборы добывающей отрасли?

Ответ на самом деле лежит на поверхности - добыча полезных ископаемых в основном напрямую связана с ухудшением экологического состояния местности, а состояние социально-экономического развития громад, на территории которых вырабатываются подземные запасы, оставляет желать лучшего.

У рядового гражданина Украины такие регионы как Полтавщина, например, или Черниговщина в последнюю очередь ассоциируются с промышленной добычей нефти и природного газа. Напротив, при упоминании об этих областях представляется своего рода экологический оазис по сравнению с привычными промышленными регионами страны. Однако объективная реальность предстаёт не такой радужной.

В разных областях страны разрабатывается более двух с половиной сотен месторождений нефти и природного газа, причем львиная доля налоговых и неналоговых платежей добывающих предприятий, как и всех других субъектов хозяйствования, направляется непосредственно в государственный бюджет и лишь незначительная их часть остается в бюджетах на местном уровне.

Дальнейшее распределение этих поступлений, в том числе экологического налога, вместе со всеми присущими добывающей отрасли платежами, происходит по независящим от воли громады критериям. О механизме социально-корпоративной ответственности перед обществом, на долю которых пришлось бремя промышленной разработки месторождений, пока дискуссия ведется только в теории.

Для международной практики такое положение вещей является крайне отсталым и требует немедленной наработки путей выхода из ситуации.

Из опыта других стран: Казахстан

Для примера позитивной практики распределения доходов от добывающих отраслей возьмем нашего коллегу из постсоветского пространства - Республику Казахстан. Если в Украине бюджетные поступления от хозяйственной деятельности расщепляются в двух направлениях - Государственный бюджет Украины и местные бюджеты, то в Казахстане доходы от добывающих компаний поступают наряду с республиканским и местными бюджетами также в Национальный фонд республики.

В частности, Национальный фонд аккумулирует часть доходов, которые формируются преимущественно нефтегазовым сектором экономики при благоприятной ценовой конъюнктуре с целью сохранения их для будущих поколений, с одной стороны, и с другой - для поддержки необходимого уровня государственных расходов, в первую очередь социальных, в случае падения цены на нефть.

Целевые трансферты из Национального фонда Республики Казахстан назначаются, как правило, на общественно важные проекты, такие как строительство дорожных магистралей, железных дорог, оздоровления банковского сектора, финансирование фондов общегосударственного значения и т.д.

Налоги от добывающего сектора, как и в Украине, целевого назначения не имеют и направляются на текущие расходы, однако, бюджетное законодательство Казахстана предусматривает специальные отчисления недропользователей нефтегазового и горнорудного секторов на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры в рамках выполнения контрактных обязательств. То есть, Республика Казахстан практикует привлечение предприятий добывающей отрасли к участию в социально-экономическом развитии общин путем заключения соответствующих соглашений с местными исполнительными органами, причем финансовые поступления на эти цели подотчетны в рамках ИПДО и отражены в национальном отчёте ИПДО Казахстана.

Интересным моментом является то, что с 2014 года по указу Президента Республики Казахстан введены ежегодные встречи широкого формата на местах с участием руководителей административно-территориальных единиц, местных депутатов, руководителей добывающих компаний и общественности с целью обсуждения вопросов деятельности предприятий и их расходов на социально-экономическое развитие регионов.

Опыт Норвегии

Казахский опыт распределения доходов от добычи нефти в специальный фонд не является эксклюзивным в мире, ведь невероятных успехов в администрировании нефтяных поступлений достигла жемчужина Скандинавии Норвегия, создав Государственный пенсионный фонд - Глобальный (бывший Государственный нефтяной фонд).

Именно в этот, условно говоря, Пенсионный фонд Норвегии отчисляются сверхдоходы нефтяной промышленности, к которым относятся нефтяной налог, сборы, дивиденды от крупнейшей нефтяной корпорации страны Statoil и денежные потоки от SDFI (State's Direct Financial Interest) - специфической институции, в которой государство владеет долей многих нефтегазовых месторождений, трубопроводов и объектов наземной инфраструктуры.

Не совсем традиционно, но Государственный пенсионный фонд - Глобальный не использует ресурсы на пенсионное обеспечение, а выполняет функции схожие с компанией по управлению активами. Фонд постоянно инвестирует в различные проекты по всему миру, приобретает корпоративные права в крупнейших корпорациях и иным образом обеспечивает эффективное сохранение и приумножение доходов от нефтегазового сектора.

На сегодня размер Фонда составляет более 800 млрд. долларов, которые страна успешно аккумулирует с мнением о будущих поколениях. В отличие от Казахстана трансферты в бюджет Норвегии из Фонда не могут превышать 4% в год.

Инвестирует Фонд по следующему принципу: 60% направляется на фондовый рынок, 35% - в облигации других стран (так называемый фиксированный доход) и 5% - в недвижимость.

Интересно, что Фонд инвестирует почти в 80 стран мира, в около 9000 предприятий, среди которых корпорации Apple, Microsoft, Nestle и т.п. Вкладывает в строительство недвижимости в таких крупнейших мегаполисах мира как Лондон, Париж и других городах.

Поскольку Фонд продолжает расти, Норвегия фактически превращает свою зависимость от нефтяных рынков в зависимость от финансовых рынков.

Ярким показателем снижения нефтяной зависимости является сравнение доходов, которые правительство получает от нефтяного сектора, с финансовой отдачей нефтяного фонда. Уже несколько лет подряд финансовая отдача была больше и растет, особенно с учетом снижения цен на нефть в последние годы.

Но наиболее важна степень открытости этого Фонда и инвестиций. На веб-сайте учреждения размещается максимум информации о путях инвестирования, даже о конкретных предприятиях и суммах. Например, на сайте Фонда размещена интерактивная карта мира, на которой отображены, в том числе, инвестиции в Украину, а именно: около 195 млн. долл. вложено в Правительство страны и около 27 млн. долл. инвестировано в частные компании по открытому перечню.

Впрочем, опыт Норвегии для Украины является не очень приемлемым, поскольку масштаб добычи черного золота для стран является несоизмеримым, а региональная бюджетная политика Норвегии не зависит от источников ее формирования. Единственное и одновременно самое важное, что стоит взять у норвежцев на заметку - все надо делать с умом и ответственностью за будущие поколения.

Из практики внедрения ИПДО Кыргызстана

Не лишним будет также рассмотреть опыт другой постсоветской страны - Кыргызстана, бюджетная система которой подобна украинской и предусматривает два уровня: республиканский и местные бюджеты.

В то же время, в Республике Кыргызстан предусмотрены отчисления на развитие инфраструктуры местного значения от разработчиков месторождений полезных ископаемых, отчисления от реализации полезных ископаемых, месторождения которых расположены на территории земель лесного фонда и земель запасов, а также другие поступления, определенный процент которых направляется в Фонды развития регионов.

К таким фондам относятся Фонды развития областей и Фонды развития районов. Кроме бюджетных средств, сформированных за счет указанных отчислений, Фонды могут наполняться также за счет добровольных взносов. Главной целью этих Фондов является поддержка приоритетных местных инициатив, направленных на повышение уровня жизни граждан, создание условий для местного экономического развития.

Распределение средств Фондов развития регионов в Кыргызстане довольно впечатляющее в разрезе целей их использования. Это может быть как благоустройство и развитие инфраструктуры, меры по обеспечению населения питьевой водой или вообще инвестирования в новый бизнес, а может быть также и поддержка талантливой молодежи, кредитование многодетных семей и прочее.

Однако, не все в Республике Кыргызстан так идеально в действительности, как на бумаге, так как указанные Фонды начали создаваться только в 2014 году и в настоящее время должным образом не заработали, в том числе и по причинам законодательных противоречий. Но сам подход к распределению дохода государства от добывающих отраслей заслуживает внимания, тем более что, вероятно, функционирования этих Фондов в Кыргызстане также в дальнейшем будет освещаться в отчетах ИПДО.

И все же стоит отметить, что большинство компаний, работающих в добывающей отрасли Кыргызстана, в той или иной степени имеют обязательства по финансированию и реализации специальных программ по комплексному развитию регионов, в которых они ведут свою деятельность. На законодательном уровне в республике введено понятие социального пакета, который представляет собой соглашение между исполнительным органом соответствующей административно-территориальной единицы и недропользователем о содействии в социально-экономическом развитии региона, на территории которого расположен объект недропользования общегосударственного значения.

Практика социально-корпоративной ответственности Кыргызстана уже может похвастаться, например, реализацией программ поддержки малого бизнеса в соответствующих районах, восстановление земель и улучшения орошения, реализацией программы реконструкции школ, выделение грантов, предоставление пожертвований на оборудование и другие материалы в пользу местных общин.

А как в Индонезии?

Не только социально-корпоративную, но и экологическую ответственность несут компании добывающей отрасли в Индонезии. Кстати, Индонезия присоединилась к международному стандарту ИПДО и ежегодно готовит подробные отчеты, из которых можно почерпнуть полезный опыт и для Украины.

Добывающая промышленность в этом государстве обязана финансировать восстановление окружающей среды и мероприятия по рекультивации земель. При этом, отдельно для нефтегазового и горнорудного секторов предусмотрены различные специализированные фонды на эти цели. Собственно, социально-корпоративная и экологическая ответственность на предприятиях добывающей отрасли обеспечивается внедрением соответствующих программ и является требованием законодательства Индонезии.

Благодаря программам социально-корпоративной ответственности добывающие компании поддерживают местное население в религиозных и социально-культурных вопросах, делах молодёжи и спорта; предоставляют средства общинам, в том числе пожертвования пострадавшим от стихийных бедствий или на другие нужды, способствуют расширению возможностей местных общин, проживающих возле мест производства добычи с целью улучшения уровня их жизни, состояния экономики, образования и здравоохранения. Кроме того, компании добывающего сектора способствуют развитию социальной инфраструктуры путем помощи школам, финансирования мест отправления культа, больниц, строительства дорог, мостов и т.д., а также принимают участие в решении вопросов защиты окружающей среды.

Перспективы для Украины

Возвращаясь к Украине подытожим, что добывающая отрасль, в частности нефтегазовый сектор, пока нуждается в существенных реформах, особенно в контексте использования местной составляющей и обеспечения социально-экономического развития общин, на территории которых осуществляется промышленная добыча природных ресурсов. Приведённый для примера анализ этой отрасли в других странах свидетельствует о значительных упущения отечественного законодательства. При этом, исследованные страны не являются флагманами экономического развития в мире, за исключением, по-видимому, Норвегии, но во внедрении очевидных вещей они сделали на несколько шагов больше чем Украина.

Экологическое и социально-экономическое развитие местности, которая отдает свои ресурсы на благо экономики государства, обязано, как минимум, быть обеспечено государством и урегулировано понятным законодательством, а кроме того - должна быть внедрена социально-корпоративная ответственность путем заключения соглашений непосредственно с компаниями-недропользователями .

На сегодня общественность добивается передачи хотя бы незначительной части налоговых платежей добывающих компаний на местный уровень с целью дальнейшего их использования в интересах общества. Так, в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект № 3038, который касается внесения изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно упорядочения системы поступления и использования средств из рентной платы за пользование недрами для добычи нефти, природного газа и газового конденсата.

Благодаря этому законопроекту существует надежда передать пять процентов от рентной платы местным общинам, что, по сути, будет не большой, но победой Украины на пути взятия под контроль поступлений от добычи полезных ископаемых.

Однако такие сдвиги являются медленными и без участия государства в процессе обеспечения справедливого распределения поступлений от добычи природных ресурсов, достичь никаких результатов для народа Украины не удастся.

В завершение стоит пожелать удачи для внедрения в Украине ИПДО, поскольку во многом освещение проблематики этого сектора стало доступным благодаря старту такого проекта. Достижение прозрачности на этапе осуществления добывающей деятельности и аккумулирования соответствующих поступлений в бюджеты неизбежно приведет к справедливому распределению этих поступлений с учетом интересов всех сторон процесса использования природных ресурсов, которые по Конституции Украины принадлежат украинскому народу.

 

Игорь Волобуев

Эксперт по вопросам налогообложения ОО «Палата налоговых консультантов»

Материал подготовлен в рамках реализации субгранта проекта «Зміцнення місцевої фінансової ініціативи (ЗМФІ-ІІ) впровадження» в части предоставления помощи в реализации компонента «Инициатива прозрачности добывающих отраслей (ИПДО) в Украине», который финансируется Агентством США  с международного развития (USAID).


Fatal error: Class CToolsCssCache contains 1 abstract method and must therefore be declared abstract or implement the remaining methods (DrupalCacheInterface::__construct) in /home/ppk/ppk.org.ua/www/sites/all/modules/ctools/includes/css-cache.inc on line 52