Палата налоговых консультантов Украины
Про профессию
Кто такой налоговый
консультант, требования,
стоимость услуг и др.
Вебинары/семинары
Семинар «Как начать
предпринимательскую дея-
тельность?» 29 Апреля 2015 г.
Новости
Самые важные новости работы
Палаты налоговых консультантов
Вопросы
Актуальные вопросы

Кто такие налоговые советники (консультанты)?

Это одна из наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий во многих странах мира.

Налоговый советник (консультант) - это специалист в области финансового учета, налогового законодательства и связанных с ним отраслях. Основная цель его деятельности - это минимизация рисков юридических и физических лиц в сфере налогообложения...

Семинар «Как начать предпринимательскую деятельность?»

Вы идейная и целеустремленная личность?

Мечтаете начать свой собственный бизнес, но не знаете что для этого нужно? – тогда приглашаем посетить семинар «Как начать предпринимательскую деятельность?»

 

Роль Государственной регуляторной службы (ГРС)

Кто такие налоговые советники (консультанты)?

Это одна из наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий во многих странах мира.

Налоговый советник (консультант) - это специалист в области финансового учета, налогового законодательства и связанных с ним отраслях...

По следам бенефициара


Концепция бенефициарного собственника появилась в отечественном законодательстве, как известно, благодаря...

Интервью с Предсетаделем Палаты налоговых консультантов Кыргызстана


Истина в последней инстанции – именно так называют Институт...

12 шагов прекращения деятельности Благотворительного фонда


Закономерно, что на этапе прекращения деятельности общественной организации или благотворительного фонда могут возникать ряд...

Интервью с Ириной Кемпл – членом правления Палаты налоговых консультантов Кыргызстана.

Ирина Кемпл была у первоисточников формирования Палаты налоговых консультантов в Кыргызстане. Сегодня она является членом Наблюдательного Совета ОО «Палата налоговых консультантов» Украины и активно принимает участие в развитии налогового консультирования в Украине.

О реформах налоговой системы Кыргызстана, развитии профессии налогового консультанта подробнее в интервью для проекта «5 требований».

Среди требований, которые обсуждали предприниматели в проекте «5 ВИМОГ», особенно дискуссионными стали те, которые касались вопросов налогообложения.

Вопрос налогообложения настолько объемный и сложный, что мы обратились к экспертам, дабы обсудить пути улучшения налоговой среды в секторе малого и среднего бизнеса.

В гостях у проекта «5 ВИМОГ» – международный эксперт по вопросам налогообложения, юрист, налоговый консультант, главный редактор журнала «Налоги и право», президент Международного фонда развития налоговой культуры, член правления Палаты налоговых консультантов Кыргызстана, пани Ирина Кемпл.

Пани Ирина согласилась дать эксклюзивное интервью нашему дайджесту. В связи с большим объемом интервью, публикуем его несколькими частями, языком оригинала.

Беседу вела эксперт проекта «5 ВИМОГ»
Юлия Веретельникова.

Редактор дайджеста: Существует ли в мире некая система показателей, по которой оценивают эффективность налоговой системы отдельно взятого государства? А если брать не государство в целом, а только сектор малого и среднего бизнеса?

Ирина Кемпл: Да, конечно есть, и впервые принципы эффективной налоговой системы были сформулированы знаменитым английским экономистом Адамом Смитом в XVIII веке:

  • налог должен взиматься соразмерно платежной способности населения;
  • время, способ, место и количество платежа должны быть в точности известны налогоплательщикам;
  • все эти условия должны быть установлены с соблюдением интересов населения;
  • расходы по взиманию должны быть минимальными.

Эти принципы актуальны и сейчас, это принципы Справедливости, Простоты, Удобства и Экономичности.

Эффективность налогообложения также оценивается на макроуровне (на уровне государства) и на микроуровне, к которому можно отнести деление в отраслевом масштабе (темпы роста производства, рентабельность, размер прибыли), на уровне хозяйствующих субъектов (доля налоговых отчислений в валовом доходе, доля чистой прибыли, остающейся в его распоряжении, доля инвестиций в производство), для населения (доходы физлиц, доля налогов в доходах, расслоение населения по доходным группам и других).

Редактор дайджеста: Ваше мнение — в чем основные проблемы существующей в Украине налоговой системы именно для малого и среднего бизнеса?

Ирина Кемпл: Сегодня в налоговой политике Украины декларируется, но на практике отсутствует система представлений о главенстве гражданских интересов налогоплательщиков и вместо демократических отношений между государством и бизнесом, в которых обязательства взаимны, реально действует авторитарная система, когда государство принуждает граждан изыскивать средства на его содержание, при этом мало заботясь о том, чтобы собранные налоги реально способствовали улучшению социально экономических условий в стране. На сегодня не создана система отчета перед налогоплательщиками, а значит, нет достаточной мотивации для налогоплательщиков платить налоги. Также наглядно обозначена тенденция у большей части налоговых инспекторов, налоговых юристов и судей любые спорные вопросы решать в пользу государства, что коренным образом противоречит мировой практике налоговых правоотношений, а существующая норма в налоговом кодексе о приоритете интересов налогоплательщика, к сожалению, мало меняет ситуацию.

Поэтому главная проблема для бизнеса сейчас — это безопасность и защищенность частной собственности. Граждане не уверены, что созданы условия для свободного и открытого функционирования их бизнеса, что в один прекрасный день кто-то не заберет их собственность, будь то государство или частное лицо. Это наталкивает людей на ведение скрытого бизнеса в рамках теневой экономики «не поднимая головы».

Редактор дайджеста: Знаю, что Вы были соавтором Налогового кодекса Кыргызстана и Комментариев к Налоговому кодексу. Какие основные недостатки положений существующего украинского Налогового кодекса?

Ирина Кемпл: Главный его недостаток — наличие широких возможностей для злоупотреблений со стороны налоговой службы из-за сложности и запутанности, нечеткости и двухсмысленности норм, большого количества отсылочных норм, возможностей расширительного толкования, нечеткого описания административных процедур, уже не говоря о высокой налоговой нагрузке, которая загоняет бизнес в тень и т. д. Есть юридическая техника написания законов, к сожалению, она не соблюдена. Как я уже говорила, для того чтобы налоговая система в Украине заработала эффективно, начинать надо с переосмысливания главных ценностей. И налоговый кодекс должен отражать эти ценности. На первом месте должна стоять личность предпринимателя, пора отказаться от советских стереотипов, когда личность была второсортным субъектом финансовых отношений; интересы предпринимателя и частного собственника должны быть защищены так же, как и интересы государства.

Необходимо отказаться от авторитарного стиля в отношениях налогоплательщиков и государства и развивать партнерские отношения, надо также сократить количество прямых контактов между налогоплательщиками и государством и налоговой службе перейти на аналитические методы работы, надо уменьшать количество налогов и снижать ставки.

В экономической теории хорошо известен график зависимости доходов бюджета от величины налоговых ставок, получивший название «кривая Лэффера». Доказано, что существует предел, после которого, несмотря на рост ставок, доходы бюджета сокращаются. Сокращение же налогов, снижение налоговых ставок оказывают стимулирующий эффект на развитие экономики.

Редактор дайджеста: В мае этого года прошел Съезд малого и среднего бизнеса, на котором Всеукраинская коалиция малого и среднего бизнеса представила свои требования к будущей модели налогообложения малого и среднего бизнеса, в котором указали следующие основные положения:

Сформировать систему налогообложения в Украине и оставить 7 налогов, а именно:

  1. налог с продаж конечному потребителю в размере 5%;
  2. налог на прибыль по ставке 15%;
  3. единый налог;
  4. плата за землю и недвижимость;
  5. плата за природопользование;
  6. налог с доходов физических лиц, который суммарно с единым социальным взносом не должен превышать 25%;
  7. импортная пошлина.

Требование также состоит в том, чтобы субъекты предпринимательской деятельности в зависимости от видов деятельности и оборотов имели возможность уплаты только одного налога: либо налога с продаж конечному потребителю, который уплачивается только при продаже товаров или услуг конечному потребителю; либо налога на прибыль с полным отнесением на затраты стоимости всех купленных основных фондов; или единого налога с двумя фиксированными ставками, среди которых одна — нулевая, в случае годового дохода самозанятого плательщика менее 150 минимальных зарплат.

Ирина Кемпл: Мне неизвестно, какая работа проводилась, было ли проведено экономическое бюджетное обоснование предлагаемых изменений, изучалась ли статистика по этим налогам и т. д., есть ли доказательства, что при переходе на эту систему не будет провала в бюджете, поэтому мне трудно судить, насколько это будет эффективно и реалистично. Для того чтобы требования бизнес-сообщества воспринимались серьезно со стороны государства, необходимо сопровождать их финансово- экономическим обоснованием, иначе это выглядит как политические лозунги.

Редактор дайджеста: Как Вы оцениваете реалистичность и эффективность такой реформы? Какие существуют риски в связи с ее внедрением?

Ирина Кемпл: Я уже говорила, нужны концептуальные подходы, менять нужно систему и отношения в целом, только сокращение налогов и снижение ставок не решат всех вопросов.

Редактор дайджеста: Если бы Вам предоставилась возможность возглавить процесс реформирования системы налогообложения в Украине, с чего бы начинали?

Ирина Кемпл: Для начала я бы пригласила экспертов, в которых я верю, и разработала бы концептуальные подходы, принципы и цели налоговой реформы. Потом создала бы экспертные группы, желательно четыре:

  1. Администрирование.
  2. Экономическое бюджетное обоснование налоговой системы.
  3. Особенная часть.
  4. Юристы, которые рассматривали бы чисто юридические аспекты, вопросы гармонизации с другими отраслями права, следили за юридической техникой.

Если будет политическая воля и группа экспертов с участием профессионалов от бизнес-сообщества, сделать это можно довольно быстро, можно изучить успешный опыт стран СНГ, где налоговые реформы уже дали положительный результат. Это Грузия, Кыргызстан, Эстония, у Молдавии есть интересные наработки. Безусловно, у каждой страны свой путь, но у нас в постсоветских государствах одни и те же проблемы, одна ментальность, одно и то же наследие советского прошлого, поэтому я бы опиралась на опыт этих стран, а не Европы, где другая культура и совершенно другое общественно-политическое устройство. В Грузии политическая воля была и реформы удалось сделать сверху, в Кыргызстане на тот момент политической воли не было и налоговую реформу двигал сам бизнес с помощью профессионалов.

Редактор дайджеста: В самом первом вопросе мы с Вами обсуждали показатели здоровья налоговой системы. Какое значение этих показателей должно было бы быть, чтобы можно было сказать, что украинская система налогообложения пошла на поправку?

Ирина Кемпл: Можно будет сказать, что «система пошла на поправку», когда будут созданы условия для честного ведения бизнеса и предприниматель сам пойдет платить налоги потому, что ему это будет выгоднее, чем прятаться и бояться, что за ним придут или заберут его бизнес, общество должно выздороветь и воспринимать уплату налогов как вклад в общее дело, вклад в поддержку своей страны, но для этого государство должно тоже заботиться о гражданах, люди должны видеть отдачу в виде хорошей социальной защиты, хороших школ, дорог, отсутствия коррупции.

Редактор дайджеста: Можете привести какие-то интересные мировые примеры, когда инструментами налогообложения получалось достигать значительного роста и расцвета малого и среднего бизнеса? Применимы ли эти инструменты у нас?

Ирина Кемпл: Приведу пример из своей практики, когда целую швейную отрасль удалось вытащить из тени в Кыргызстане в 2005 году. Швейники практически все в то время работали в подпольных цехах, цеха были от одной-двух швейных машин до 50 и больше, платили взятки налоговикам в карман и ничего в бюджет государства. Я помню, как к нам пришел директор Ассоциации легкой промышленности и попросил помочь придумать что-то, чтобы они смогли работать легально: «Помогите объяснить Правительству, что нашей отрасли нужна поддержка сейчас в виде особого режима налогообложения, наши изделия идут на экспорт и мы хотим работать легально, но платить все налоги по общей системе мы не можем, легче закрыться». Мы обсудили варианты, посчитали, написали обоснование и пошли к министрам — в результате, учитывая роль швейной отрасли для страны (в Кыргызстане исторически была очень хорошо развита легкая промышленность), удалось добиться разрешения швейникам работать по патенту (это фиксированный налог, независимо от дохода). Уже в следующем году доля экспорта увеличилась на 50 процентов за счет швейных изделий. В результате выиграли все: и государство, и швейники.

Другой пример, в США, если какой-то штат нуждается в привлечении лучших специалистов и быстрого экономического роста, устанавливают ставку подоходного налога на уровне 0 процентов. Все просто. Хотите инвестиций и экономического процветания — создайте максимально выгодные и прозрачные условия и понятные правила игры для бизнеса.

Редактор дайджеста: Расскажите о Вашем опыте с налоговым кодексом Кыргызстана. Как начинался проект? Кто был инициатором? Насколько я знаю, в момент старта Вашего проекта в Кыргызстане уже был налоговый кодекс — почему и как возникла потребность его кардинально переписать? Как продвигался проект? Какие были трудности? Что помогало?

Ирина Кемпл: Налоговый кодекс был создан в 1996 году, это был очень краткий модельный документ с погрешностями перевода, который позволил начать налоговую историю в КР, но, тем не менее, очень скоро обнаружились его недостатки и пробелы: высокая нагрузка, сложная налоговая система, множество мелких налогов, неопределенное администрирование, неотработанные процедуры, нерыночные налоги...

К началу 2000-х годов уже ясно проявилась потребность в налоговых реформах. И в 2002-2004 гг. был выпущен ряд Концепций по фискальной стратегии Правительством. Была создана Рабочая группа Правительства (Минфин), которая написала проект нового кодекса, оставив все недостатки старого кодекса и оснастив его рядом довольно-таки мощных коррупционных инструментов. Новый проект в итоге был далек от принятых Концепций и стратегий (взять, например, право на изъятие имущества налогоплательщика без решения суда и другие). К тому времени в республике уже было создано и развивалось профессиональное сообщество — Палата налоговых консультантов, Ассоциация аудиторов и бухгалтеров, Ассоциация юристов и др.

В 2004 году Палатой налоговых консультантов был проведен Мониторинг проекта налогового кодекса, который широко обсуждался бизнес-сообществом и показал, насколько ущемляются права налогоплательщиков, в результате бизнес-сообщество консолидировалось и создало Коалицию «За справедливое налогообложение», в которую вошли 37 крупных бизнес-ассоциаций, было создано общественное мнение о необходимости создания альтернативного налогового кодекса, который был написан экспертами Палаты налоговых консультантов и набрал 42 голоса депутатов Парламента из необходимых 38 на тот момент, и только после этого Правительство село за стол переговоров с представителями бизнеса.

В результате, в 2006 году была создана новая рабочая группа с участием экспертов от бизнес-сообщества и была сначала разработана Концепция налоговой реформы.

После проведения расчетов по собираемости всех налогов была собрана огромная информация по налоговой базе — были подключены все Министерства и ведомства, сделано много расчетов, много обсуждений посвящено формированию налоговой системы — в итоге мы получили из трех нерыночных налогов один, который постепенно исчезнет из системы, другие налоги были исключены, беспрецедентно уменьшены и т. д.

Преимущества нового НК — это документ, устанавливающий новую налоговую политику.

Параллельно идет развитие институтов частно-государственного партнерства. Сегоднящний итог и перспективы — рост налоговых поступлений более чем в три раза, в первый год введения кодекса, несмотря на снижение ставки НДС до 12 процентов и падение импорта и объемов, было получено дополнительно около 2 миллиардов поступлений НДС, проверок почти не стало, применяется оценка рисков для назначения проверок. Идет полная перестройка администрирования — фокусирование на теневом бизнесе.

Редактор дайджеста: Какие основные достижения налоговой реформы в Кыргызстане для общества в целом и для малого и среднего бизнеса в частности?

Ирина Кемпл: Снижена налоговая нагрузка (НДС — 12%, налог на прибыль и подоходный налог — 10%). Несмотря на значительное снижение налоговой нагрузки, за счет расширения налогового поля, государственный бюджет был собран с превышением плана.

Уменьшено общее количество налогов с 16 до 8. Наряду с введением принципа добросовестности налогоплательщика усилена ответственность за нарушение налогового законодательства не только налогоплательщиками, но и представителями налоговой службы. Четко прописаны процедуры налоговых проверок. Разработаны механизмы участия экспертов от бизнес-сообщества в совершенствовании налоговой системы.

Редактор дайджеста: Уже прошло время после принятия нового НК в Кыргызстане. Наблюдаете ли Вы за тем, как это повлияло на деловой климат?

Ирина Кемпл: САМОЕ ГЛАВНОЕ — это то, что государство повернулось лицом к предпринимателю. Сегодня госорганы понимают важность и роль налогоплательщиков, понимают, что именно бизнес составляет основу пополнения бюджета страны. Государственные структуры все больше осознают, что они наняты народом для того, чтобы защищать его интересы. Палата налоговых консультантов Кыргызстана — сегодня самый настоящий бренд. Потому что есть репутация высокого профессионализма. Представительство ПНК, экспертиза ПНК — с этим считаются в Кыргызстане в самых серьезных структурах и деловых кругах. Деловой истеблишмент знает, чтобы спорить с заключениями и позицией Палаты налоговых консультантов, надо быть очень подготовленным. ПНК сегодня — это сильный гражданский институт, завоевавший свою деловую репутацию именно компетентностью и профессионализмом. Кроме того, Палата налоговых консультантов, и это очень важно, отстаивая интересы бизнеса, добилась статуса партнера государства.

Редактор дайджеста: Как Вы думаете, что могло бы стать реальным толчком к проведению эффективной реформы системы налогообложения в Украине?

Ирина Кемпл: Проект «5 вимог» (смеется). Понимание, что так дальше продолжаться не может. Мы все в ответе за то, в какой стране мы живем. На мой взгляд, есть три варианта развития событий: или Правительство проявит политическую волю и начнет процесс самостоятельно, или появится новая политическая сила, которая пообещает радикальную налоговую реформу уже на осенних выборах и завоюет электорат, или бизнес-сообщество объединится под реальными требованиями перемен и продвинет налоговую реформу.

Редактор дайджеста: Ваше мнение по проекту «5 вимог»?

Ирина Кемпл: Это замечательная идея — объединить бизнес-сообщество и требовать перемен. Вы должны абсолютно непоколебимо стоять на позиции, что отношения, когда государство «прессует», выдавливает, а предприниматель оправдывается, даже порой не зная в чем, — абсолютно недопустимы.

Редактор дайджеста: Ваши пожелания проекту?

Ирина Кемпл: Оставайтесь энтузиастами! Если вы будете по-настоящему верить в свое дело — то все обязательно получится!


Fatal error: Class CToolsCssCache contains 1 abstract method and must therefore be declared abstract or implement the remaining methods (DrupalCacheInterface::__construct) in /home/ppk/ppk.org.ua/www/sites/all/modules/ctools/includes/css-cache.inc on line 52